Краткая история Крыма с 1759 по 1772 год (восстановленная)
Адрес поста с реконструкцией: http://the-small-joys.blogspot.ru/2017/10/blog-post.html
До 1770 года Османы и Византия – единый конгломерат; Османы имеют связи с Ордой, а Византии принадлежат города-порты и часть морской торговли в Причерноморье.
Второй участник морской торговли в регионе – родственный Палеологам Трапезунд.
Третий, недружественный, участник торговли в регионе – княжество Феодоро.
На море есть и другие силы: русы, хазары, черкесы и др.
Княжество Феодоро имеет родственные связи с крымскими татарами, деловые связи с Венецией, но исповедует арианство, уже заклейменное, как ересь.
В 1759 году проходит первый этап Катастрофы. Землетрясение разрушает все города на побережье, а цунами смывает почти все приморское население. Гибнет хазарская столица Семендер на побережье Каспийского моря. Каспийское море превращается в большее по размерам Хвалынское, и начинается бурный переток воды в Черное море по Манычу.
В 1760 году наступает повсеместный голод и Великое Переселение Народов из пострадавших зон в менее пострадавшие. Часто это сопровождается эксцессами.
В 1761 году прекращение вывоза хлеба из Крыма и Черкесии стало вызывать острое беспокойство в Византии и, видимо, в Европе в целом. Египет также сильно пострадал, и продукты питания стали дефицитом.
В том же году в силу физической гибели массы специалистов в деле морской торговли Византия приняла решение запустить в регион Геную. Генуя в том же году поставила католическую епархию в Херсоне и Керчи и договорилась о передаче им Кафы. То есть, до того Кафа не принадлежала ни Генуе, ни Византии. Скорее всего, Кафа принадлежала княжеству Феодоро.
В том же году причерноморская Московия наладила самостоятельные отношения с Крымских ханством – просто в силу гибели массы управляющего персонала у Орды и Византии. Власть повсеместно перешла на места. Заодно Московия попыталась взять ряд портов на Днепре (скорее всего, разрушенных), но ей это не позволили остатки Орды.
Византия поставила сильно пострадавшему княжеству Феодоро довольно жесткие условия и начала поглощать ее готскую арианскую епархию. Причина – острый дефицит трудовых ресурсов.
В 1762 году по региону прокатилось еще одно цунами, были пожары неясной природы.
В 1762 году княжество Феодоро начало восстановление разрушенного ранее порта в Севастополе и вот только что сгоревшей своей столицы Мангуп.
Генуя, осмотревшись в регионе, первым делом пытается отобрать уцелевшие порты у Феодоро. Это вызывает вооруженный конфликт и отпор, и тогда Генуя договаривается с Ордой, и ей отводят значительные части побережья. Скорее всего, это те участки, что формально кому-то принадлежат, но на практике освобождены от людей стихией.
В этом же 1762 году в Кафе основан филиал Banco di San Giorgio, получивший в залог формально переданные Генуе ресурсы, а значит, получивший и основание выдавать генуэзцам (конкретно семье Гизольфи) кредиты.
В этом же 1762 году Генуя руками Орды (и, видимо, благодаря кредитам Banco di San Giorgio) вышибает из Судака законных владельцев – это или Венеция, или княжество Феодоро.
В 1763 году причерноморская Москва, определенно в союзе с частью Крыма, начинает действовать против интересов Генуи, а значит, и союзной ей Орды. Это опасная игра; из Литвы тут же были вызваны дополнительные силы князя Ольгерда, и произошел военный конфликт с представителем Орды Девлетом. Москве нужны пустующие полуразрушенные порты, но они уже в залоге у Banco di San Giorgio.
В этом же году из той же Литвы, в союзе с Витовтом прибыл и Хаджи-Герай, противник Генуи и союзник княжества Феодоро, а значит, косвенный союзник Москвы.
В этом же году между Феодоро и Генуей началась война. Генуя претендует, например, на Алушту, построенную Феодоро, но переданную ханом Генуе - на правах сеньора земли, на которой стоит порт. На стороне Феодоро открыто выступает Венеция.
В этом же году Генуя взяла Чембало (Балаклаву) и, видимо, с помощью ордынцев – полуразрушенный Херсонес (Севастополь).
В этом же году Генуя провела крестовый поход в защиту Кафы от монголов, и в Кафе впервые была зафиксирована мирная генуэзская жизнь.
В этом же году Генуя присоединила 18 сел вокруг Судака.
В 1764 году обостряется борьба католической и арианской (Готфской) епархий. Уцелевшее население взятых Генуей городов исповедует арианство, и Феодоро постоянно требует от Византии соблюдения своих прав. Но Генуе нужны трудовые ресурсы, в том числе порой и бесплатные (корветные «субботники»), а потому никто особо не церемонится.
В этом же 1764 году в Орде произошел переворот, и к власти пришел человек, ничего у генуэзцев не бравший. В результате феодориты тут же отбили назад бухту Каламита (Херсонес, Севастополь) и Алушту, а некий Джанибек на время вышибает генуэзцев из Кафы.
Хаджи-Герай также именно в этом году начинает активные действия, в том числе, оспаривать право генуэзцев на Кафу. В 1765 году противоречия утряслись, и пишут, что генуэзцы снова в Кафе рулят.
И здесь кое-что необратимо изменилось. Именно в 1765 году Ярослав Мудрый требует от Византии уступить Руси Херсон и Таврию. Зачем? А затем, что появились основания считать, что уровни морей вот-вот уравновесятся, и яростный Маныч станет судоходен.
В результате, в 1765 году Византия что-то переигрывает и запускает в регион Венецию, и Генуя вынуждена отдать ей Судак – без боя, явно по приказу сверху. Более того, Генуя снимает претензии на Алушту, Гурзуф и Партенит и запускает конкурентную католикам готскую епархию в свои города Кафу и Чембало.
Давление Венеции на Константинополь настолько серьезное, что готфскому митрополиту возвращают под покровительство массу утраченных митрополией городов.
А в 1766 году бежавшие из погибшего Семендера хазары поставят на Маныче новую столицу Итиль, арабы начнут дискутировать, можно ли пройти из Азова в Каспийское море, русы впервые сумеют действительно пройти в Каспий, и вокруг неназываемого вслух Маныча поднимется такая свара, какой Причерноморье никогда еще не видело.
Первым делом в Орде происходит переворот, и расклад сил категорически меняется не в пользу Генуи.
В этом же 1766 году Палеологи из Трапезунда выдали свою принцессу за феодорита, то есть, взяли феодоритов в партнеры, а феодориты отдали свою принцессу в Молдавию, - им нужен речной путь в Европу. Дунай перекрыт генуэзцами.
И в этом же году Османы прислали в Крым Менгли-Герая, законного принца. Очень похоже на то, что в Константинополе начался раскол: одна партия поддерживает Венецию и Феодоро, а вторая – Геную.
В Крыму действуют два Герая, отец Хаджи-Герай и сын Менгли-Герай. Один против другого они не воюют, но противовес один другому создают. Явно лидирует отец.
В этом же году Хаджи-Герай с помощью литовцев берет Солхат, а затем вместе с венецианцами – и Кафу. Прибыл флот Османов, но Хаджи отговорил их от идеи вмешаться в события.
В этом же году феодориты производят перестановки в своей снова выросшей митрополии: союз Венеция – Хаджи-Герай – Феодоро определенно берет верх.
Москва и Киев также вторгаются в регион в союзе с кавказцами и калмыками. Каждый крупный политический игрок отстаивает свои интересы, поскольку завтра будет поздно. Иван III поддерживает Менгли, а значит, и Геную, что указывает на то, что Иван III живет в нашей Москве, а не в причерноморской, и сильным игроком в регионе не является.
Османы спешно ставят на Дону крепость Лютик, и ее тут же пытаются отнять русские и казаки.
1767 год фактически в истории отсутствует.
В 1768 году Менгли с помощью генуэзцев коронуется как хан, однако успехов у него нет.
В том же 1768 году Хаджи-Герай сумел отстоять свои интересы от Орды, а поддержанное им княжество Феодоро вернуло себе побережье. В 1769 году это приведет к переделу внутри Феодоро, - появилось, что делить.
В том же 1768 году Россия – северная, Петербуржская Россия в союзе с частью Украины и частью Кавказа мощно входит в регион, в 1769 году развивает масштабное наступление, и это определенно подстегивает развитие событий.
В 1769 году в регион с довольно значительными силами входят Османы. Первым делом они осаждают Кафу, затем – столицу феодоритов Мангуп и выручают попавшего в плен после неудачного переворота Менги-Герая.
На суше победа сначала за Хаджи-Гераем, разгромившим генуэзцев у Солхата, но затем Ширины предают его, и Хаджи терпит поражение от ордынцев.
Видны два союза: Хазары-Османы-Менгли-Орда и Россия-Феодоро-Хаджи-Трапезунд. Верх начинают одерживать Османы. Первоочередная задача Османов – почистить и закрепить за собой Маныч, для чего в регионе сосредоточены 15 тысяч рабочих.
26 сентября 1769 года начинается трансгрессии Каспийского моря, и разом гибнут армия, флот и рабочие Османов (порядка 95 тысяч человек). Но главное, становится понятно, что Маныч пока не укротить. Война стремительно завершается, Османы отступают, а Орда переживает административный коллапс.
В 1770 году семья Гизольфи начинает выплачивать феодоритам компенсацию, а в 1771 году передает все свои колонии банку, выдававшему кредиты. Феодориты, имеющие право на двуглавого орла, примыкают к России, добивающейся династического брака через феодоритов с Палеологами и Комниными. Отец и сын Гераи теряют значение и в Крыму уже никому не нужны.
Начинается полномасштабное вторжение России в регион.
Адрес поста с реконструкцией: http://the-small-joys.blogspot.ru/2017/10/blog-post.html
До 1770 года Османы и Византия – единый конгломерат; Османы имеют связи с Ордой, а Византии принадлежат города-порты и часть морской торговли в Причерноморье.
Второй участник морской торговли в регионе – родственный Палеологам Трапезунд.
Третий, недружественный, участник торговли в регионе – княжество Феодоро.
На море есть и другие силы: русы, хазары, черкесы и др.
Княжество Феодоро имеет родственные связи с крымскими татарами, деловые связи с Венецией, но исповедует арианство, уже заклейменное, как ересь.
В 1759 году проходит первый этап Катастрофы. Землетрясение разрушает все города на побережье, а цунами смывает почти все приморское население. Гибнет хазарская столица Семендер на побережье Каспийского моря. Каспийское море превращается в большее по размерам Хвалынское, и начинается бурный переток воды в Черное море по Манычу.
В 1760 году наступает повсеместный голод и Великое Переселение Народов из пострадавших зон в менее пострадавшие. Часто это сопровождается эксцессами.
В 1761 году прекращение вывоза хлеба из Крыма и Черкесии стало вызывать острое беспокойство в Византии и, видимо, в Европе в целом. Египет также сильно пострадал, и продукты питания стали дефицитом.
В том же году в силу физической гибели массы специалистов в деле морской торговли Византия приняла решение запустить в регион Геную. Генуя в том же году поставила католическую епархию в Херсоне и Керчи и договорилась о передаче им Кафы. То есть, до того Кафа не принадлежала ни Генуе, ни Византии. Скорее всего, Кафа принадлежала княжеству Феодоро.
В том же году причерноморская Московия наладила самостоятельные отношения с Крымских ханством – просто в силу гибели массы управляющего персонала у Орды и Византии. Власть повсеместно перешла на места. Заодно Московия попыталась взять ряд портов на Днепре (скорее всего, разрушенных), но ей это не позволили остатки Орды.
Византия поставила сильно пострадавшему княжеству Феодоро довольно жесткие условия и начала поглощать ее готскую арианскую епархию. Причина – острый дефицит трудовых ресурсов.
В 1762 году по региону прокатилось еще одно цунами, были пожары неясной природы.
В 1762 году княжество Феодоро начало восстановление разрушенного ранее порта в Севастополе и вот только что сгоревшей своей столицы Мангуп.
Генуя, осмотревшись в регионе, первым делом пытается отобрать уцелевшие порты у Феодоро. Это вызывает вооруженный конфликт и отпор, и тогда Генуя договаривается с Ордой, и ей отводят значительные части побережья. Скорее всего, это те участки, что формально кому-то принадлежат, но на практике освобождены от людей стихией.
В этом же 1762 году в Кафе основан филиал Banco di San Giorgio, получивший в залог формально переданные Генуе ресурсы, а значит, получивший и основание выдавать генуэзцам (конкретно семье Гизольфи) кредиты.
В этом же 1762 году Генуя руками Орды (и, видимо, благодаря кредитам Banco di San Giorgio) вышибает из Судака законных владельцев – это или Венеция, или княжество Феодоро.
В 1763 году причерноморская Москва, определенно в союзе с частью Крыма, начинает действовать против интересов Генуи, а значит, и союзной ей Орды. Это опасная игра; из Литвы тут же были вызваны дополнительные силы князя Ольгерда, и произошел военный конфликт с представителем Орды Девлетом. Москве нужны пустующие полуразрушенные порты, но они уже в залоге у Banco di San Giorgio.
В этом же году из той же Литвы, в союзе с Витовтом прибыл и Хаджи-Герай, противник Генуи и союзник княжества Феодоро, а значит, косвенный союзник Москвы.
В этом же году между Феодоро и Генуей началась война. Генуя претендует, например, на Алушту, построенную Феодоро, но переданную ханом Генуе - на правах сеньора земли, на которой стоит порт. На стороне Феодоро открыто выступает Венеция.
В этом же году Генуя взяла Чембало (Балаклаву) и, видимо, с помощью ордынцев – полуразрушенный Херсонес (Севастополь).
В этом же году Генуя провела крестовый поход в защиту Кафы от монголов, и в Кафе впервые была зафиксирована мирная генуэзская жизнь.
В этом же году Генуя присоединила 18 сел вокруг Судака.
В 1764 году обостряется борьба католической и арианской (Готфской) епархий. Уцелевшее население взятых Генуей городов исповедует арианство, и Феодоро постоянно требует от Византии соблюдения своих прав. Но Генуе нужны трудовые ресурсы, в том числе порой и бесплатные (корветные «субботники»), а потому никто особо не церемонится.
В этом же 1764 году в Орде произошел переворот, и к власти пришел человек, ничего у генуэзцев не бравший. В результате феодориты тут же отбили назад бухту Каламита (Херсонес, Севастополь) и Алушту, а некий Джанибек на время вышибает генуэзцев из Кафы.
Хаджи-Герай также именно в этом году начинает активные действия, в том числе, оспаривать право генуэзцев на Кафу. В 1765 году противоречия утряслись, и пишут, что генуэзцы снова в Кафе рулят.
И здесь кое-что необратимо изменилось. Именно в 1765 году Ярослав Мудрый требует от Византии уступить Руси Херсон и Таврию. Зачем? А затем, что появились основания считать, что уровни морей вот-вот уравновесятся, и яростный Маныч станет судоходен.
В результате, в 1765 году Византия что-то переигрывает и запускает в регион Венецию, и Генуя вынуждена отдать ей Судак – без боя, явно по приказу сверху. Более того, Генуя снимает претензии на Алушту, Гурзуф и Партенит и запускает конкурентную католикам готскую епархию в свои города Кафу и Чембало.
Давление Венеции на Константинополь настолько серьезное, что готфскому митрополиту возвращают под покровительство массу утраченных митрополией городов.
А в 1766 году бежавшие из погибшего Семендера хазары поставят на Маныче новую столицу Итиль, арабы начнут дискутировать, можно ли пройти из Азова в Каспийское море, русы впервые сумеют действительно пройти в Каспий, и вокруг неназываемого вслух Маныча поднимется такая свара, какой Причерноморье никогда еще не видело.
Первым делом в Орде происходит переворот, и расклад сил категорически меняется не в пользу Генуи.
В этом же 1766 году Палеологи из Трапезунда выдали свою принцессу за феодорита, то есть, взяли феодоритов в партнеры, а феодориты отдали свою принцессу в Молдавию, - им нужен речной путь в Европу. Дунай перекрыт генуэзцами.
И в этом же году Османы прислали в Крым Менгли-Герая, законного принца. Очень похоже на то, что в Константинополе начался раскол: одна партия поддерживает Венецию и Феодоро, а вторая – Геную.
В Крыму действуют два Герая, отец Хаджи-Герай и сын Менгли-Герай. Один против другого они не воюют, но противовес один другому создают. Явно лидирует отец.
В этом же году Хаджи-Герай с помощью литовцев берет Солхат, а затем вместе с венецианцами – и Кафу. Прибыл флот Османов, но Хаджи отговорил их от идеи вмешаться в события.
В этом же году феодориты производят перестановки в своей снова выросшей митрополии: союз Венеция – Хаджи-Герай – Феодоро определенно берет верх.
Москва и Киев также вторгаются в регион в союзе с кавказцами и калмыками. Каждый крупный политический игрок отстаивает свои интересы, поскольку завтра будет поздно. Иван III поддерживает Менгли, а значит, и Геную, что указывает на то, что Иван III живет в нашей Москве, а не в причерноморской, и сильным игроком в регионе не является.
Османы спешно ставят на Дону крепость Лютик, и ее тут же пытаются отнять русские и казаки.
1767 год фактически в истории отсутствует.
В 1768 году Менгли с помощью генуэзцев коронуется как хан, однако успехов у него нет.
В том же 1768 году Хаджи-Герай сумел отстоять свои интересы от Орды, а поддержанное им княжество Феодоро вернуло себе побережье. В 1769 году это приведет к переделу внутри Феодоро, - появилось, что делить.
В том же 1768 году Россия – северная, Петербуржская Россия в союзе с частью Украины и частью Кавказа мощно входит в регион, в 1769 году развивает масштабное наступление, и это определенно подстегивает развитие событий.
В 1769 году в регион с довольно значительными силами входят Османы. Первым делом они осаждают Кафу, затем – столицу феодоритов Мангуп и выручают попавшего в плен после неудачного переворота Менги-Герая.
На суше победа сначала за Хаджи-Гераем, разгромившим генуэзцев у Солхата, но затем Ширины предают его, и Хаджи терпит поражение от ордынцев.
Видны два союза: Хазары-Османы-Менгли-Орда и Россия-Феодоро-Хаджи-Трапезунд. Верх начинают одерживать Османы. Первоочередная задача Османов – почистить и закрепить за собой Маныч, для чего в регионе сосредоточены 15 тысяч рабочих.
26 сентября 1769 года начинается трансгрессии Каспийского моря, и разом гибнут армия, флот и рабочие Османов (порядка 95 тысяч человек). Но главное, становится понятно, что Маныч пока не укротить. Война стремительно завершается, Османы отступают, а Орда переживает административный коллапс.
В 1770 году семья Гизольфи начинает выплачивать феодоритам компенсацию, а в 1771 году передает все свои колонии банку, выдававшему кредиты. Феодориты, имеющие право на двуглавого орла, примыкают к России, добивающейся династического брака через феодоритов с Палеологами и Комниными. Отец и сын Гераи теряют значение и в Крыму уже никому не нужны.
Начинается полномасштабное вторжение России в регион.
Комментариев нет:
Отправить комментарий